Наблюдающий небо

Несмотря на использование стандартов, стиль прогнозирования у синоптиков разный: кто-то перестраховывается, а кто-то чересчур смело обещает хорошую погоду



Опубликовано в № 23 (63) 08.07.2003

- Любая работа в авиации ответственна, но от нашей вообще все зависит, - сказал мне главный метеоролог Шереметьева Анри Яковлевич Верещагин. - Потому что на основании ее результатов планируются рейсы на аэродроме, и ошибки могут стать роковыми. В случае летного происшествия первым делом проверяют работу метеорологов.

Казалось бы, при чем здесь человек: все наблюдения производят приборы. Самые, между прочим, современные. Но дело в том, что в авиационной метеорологии огромную роль играет своевременность. Для предсказания погоды в аэропорту установлены два метеорологических локатора, которые показывают параметры (структуру, контуры и высоту) облачности в радиусе до 300 км, и автоматизированные метеорологические станции КРАМС, определяющие температуру, влажность, давление, видимость, скорость и направление ветра.

Метеоролог-синоптик получает эту информацию и соотносит ее с подробнейшими данными о состоянии атмосферы в регионе и мире. Их на специальных картах предоставляют аэропортам мировые метеоцентры (в том числе наш Гидрометцентр). Несмотря на использование стандартов, стиль прогнозирования у синоптиков разный: кто-то перестраховывается, а кто-то чересчур смело обещает хорошую погоду.

 Место работы Анри Яковлевича – филиал Главного авиационного метеорологического центра (ГАМЦ) в Шереметьево - найти нетрудно: здание увенчано стеклянной будкой, из которой в великом множестве торчат антенны. Отсюда Верещагин руководит огромным метеохозяйством. Побывав за 69 лет жизни практически на всех ступенях профессиональной лестницы и не раз сменив специализацию, он знает все стороны своего дела.

- После окончания кафедры метеорологии географического факультета Ленинградского государственного университета в 1964 году я начал работать рядовым синоптиком ГАМЦ Внукова, через два года стал начальником группы метеонаблюдения, а потом и главным инженером ГАМЦ.

За это время Анри Яковлевич обеспечивал своевременность и правильность наблюдений на всех станциях ГАМЦ - во Внукове, Шереметьеве, Домодедове, Быкове, вводил в эксплуатацию новейшие метеолокаторы, отрабатывал использование информации со спутников и методику метеообеспечения первого в СССР сверхзвукового пассажирского самолета "Ту-144". Ну а как главный инженер еще и курировал перелеты высших правительственных чинов.

- Вот когда не расплетали пальцы - дай бог, пронесет, - смеется Анри Яковлевич.

В его работе не обходится без трагедий. Верещагин в составе специальных комиссий расследовал причины десятков, если не сотен летных происшествий.

- Извините за цинизм, но бывали очень интересные случаи. Не для пассажиров, конечно, для ученых, - вспоминает он. - Ведь причиной катастрофы чаще всего становится сочетание неблагоприятных условий, каждое из которых по отдельности не так уж и страшно. Например, был такой случай. В Алма-Ате на взлете упал самолет "Ту-154". Аэродром не горный, но располагался достаточно высоко, поэтому воздух там более разреженный. Незадолго до взлета прошло кучево-дождевое облако, по краям которого образуются нисходящие потоки, прижимающие самолет к земле. Сам самолет был загружен под завязку. Так вот, на определенном этапе взлета пилот должен убрать закрылки, что тот летчик и сделал, хотя в этом случае следовало их оставить, чтобы увеличить тяговую силу. Пилот инстинктивно взял рули на себя: нос вроде приподнялся, хвост пошел вниз, но самолет стал терять скорость. Тогда летчик убрал шасси и сел на пузо. Место было ровное, самолет покатился по земле, но, к несчастью, на пути справа было дерево, и самолет за него зацепился. Его развернуло, ударило о бугор, и он взорвался.

Во время расследования мы смоделировали всю ситуацию с помощью специальных аэродинамических устройств и увидели, что если бы пилот просто продолжал движение вдоль земли, то через некоторое время самолет бы ушел вверх. Такая история, - вздыхает Анри Яковлевич.

Другое происшествие, запомнившееся метеорологу, случилось в Африке, в Мозамбике. Дело в том, что Верещагина как выдающегося специалиста в 1986 году командировали в эту страну создавать и руководить государственной метеослужбой. Республика своих предсказателей погоды, кроме колдунов, не имела, а Советскому Союзу необходимо было осуществлять авиаперелеты в Антарктиду через Мозамбик.

- В смысле работы район был опасным и трудным, Мозамбик – место выхода разрушительных тропических циклонов огромной силы, а ливни там не чета нашим – сплошная стена воды, - рассказывает метеоролог. - Так вот, во время моего дежурства в аэропорту Мапуту, столице Мозамбика, потерпел крушение самолет самого президента! Погода в тот день была великолепная, видимость прекрасная, не было никаких причин для беспокойства, за исключением неполадок автоматической системы навигации. Удивила несообразительность пилотов, не разобравшихся, куда лететь. Слава богу, мы сработали четко, и нас никто не обвинял.

На недавнем Всероссийском совещании метеорологов возглавляемый Верещагиным филиал ГАМЦ в Шереметьево назвали ведущей российской авиационной метеослужбой. За свою работу заслуженный метеоролог РФ получает 10 тысяч рублей. Если бы работал в коммерческой структуре, то зарплата была бы раза в три больше, но Анри Яковлевич не может бросить дело своей жизни, к тому же людей с такой квалификацией мало. Профессия нуждается в талантливых специалистах. Хотя вакансий сейчас немного.

Антон Саламатин

 http://www.bg.ru/article/2609/