Несмотря на
использование стандартов, стиль прогнозирования у синоптиков разный: кто-то
перестраховывается, а кто-то чересчур смело обещает хорошую погоду
Опубликовано в № 23 (63)
08.07.2003
- Любая работа в авиации ответственна, но от нашей вообще все
зависит, - сказал мне главный метеоролог Шереметьева Анри Яковлевич Верещагин.
- Потому что на основании ее результатов планируются рейсы на аэродроме, и
ошибки могут стать роковыми. В случае летного происшествия первым делом
проверяют работу метеорологов.
Казалось бы, при чем здесь человек: все наблюдения производят
приборы. Самые, между прочим, современные. Но дело в том, что в авиационной
метеорологии огромную роль играет своевременность. Для предсказания погоды в
аэропорту установлены два метеорологических локатора, которые показывают
параметры (структуру, контуры и высоту) облачности в радиусе до 300 км, и
автоматизированные метеорологические станции КРАМС, определяющие температуру,
влажность, давление, видимость, скорость и направление ветра.
Метеоролог-синоптик получает эту информацию и соотносит ее с
подробнейшими данными о состоянии атмосферы в регионе и мире. Их на специальных
картах предоставляют аэропортам мировые метеоцентры (в том числе наш
Гидрометцентр). Несмотря на использование стандартов, стиль прогнозирования у
синоптиков разный: кто-то перестраховывается, а кто-то чересчур смело обещает
хорошую погоду.
Место работы Анри Яковлевича – филиал Главного авиационного
метеорологического центра (ГАМЦ) в Шереметьево - найти нетрудно: здание
увенчано стеклянной будкой, из которой в великом множестве торчат антенны.
Отсюда Верещагин руководит огромным метеохозяйством. Побывав за 69 лет жизни
практически на всех ступенях профессиональной лестницы и не раз сменив
специализацию, он знает все стороны своего дела.
- После окончания кафедры метеорологии географического факультета
Ленинградского государственного университета в 1964 году я начал работать
рядовым синоптиком ГАМЦ Внукова, через два года стал начальником группы
метеонаблюдения, а потом и главным инженером ГАМЦ.
За это время Анри Яковлевич обеспечивал своевременность и
правильность наблюдений на всех станциях ГАМЦ - во Внукове, Шереметьеве,
Домодедове, Быкове, вводил в эксплуатацию новейшие метеолокаторы, отрабатывал
использование информации со спутников и методику метеообеспечения первого в
СССР сверхзвукового пассажирского самолета "Ту-144". Ну а как главный
инженер еще и курировал перелеты высших правительственных чинов.
- Вот когда не расплетали пальцы - дай бог, пронесет, - смеется
Анри Яковлевич.
В его работе не обходится без трагедий. Верещагин в составе
специальных комиссий расследовал причины десятков, если не сотен летных
происшествий.
- Извините за цинизм, но бывали очень интересные случаи. Не для
пассажиров, конечно, для ученых, - вспоминает он. - Ведь причиной катастрофы
чаще всего становится сочетание неблагоприятных условий, каждое из которых по
отдельности не так уж и страшно. Например, был такой случай. В Алма-Ате на
взлете упал самолет "Ту-154". Аэродром не горный, но располагался
достаточно высоко, поэтому воздух там более разреженный. Незадолго до взлета
прошло кучево-дождевое облако, по краям которого образуются нисходящие потоки,
прижимающие самолет к земле. Сам самолет был загружен под завязку. Так вот, на
определенном этапе взлета пилот должен убрать закрылки, что тот летчик и
сделал, хотя в этом случае следовало их оставить, чтобы увеличить тяговую силу.
Пилот инстинктивно взял рули на себя: нос вроде приподнялся, хвост пошел вниз,
но самолет стал терять скорость. Тогда летчик убрал шасси и сел на пузо. Место
было ровное, самолет покатился по земле, но, к несчастью, на пути справа было
дерево, и самолет за него зацепился. Его развернуло, ударило о бугор, и он
взорвался.
Во время расследования мы смоделировали всю ситуацию с помощью
специальных аэродинамических устройств и увидели, что если бы пилот просто
продолжал движение вдоль земли, то через некоторое время самолет бы ушел вверх.
Такая история, - вздыхает Анри Яковлевич.
Другое происшествие, запомнившееся метеорологу, случилось в
Африке, в Мозамбике. Дело в том, что Верещагина как выдающегося специалиста в
1986 году командировали в эту страну создавать и руководить государственной
метеослужбой. Республика своих предсказателей погоды, кроме колдунов, не имела,
а Советскому Союзу необходимо было осуществлять авиаперелеты в Антарктиду через
Мозамбик.
- В смысле работы район был опасным и трудным, Мозамбик – место
выхода разрушительных тропических циклонов огромной силы, а ливни там не чета
нашим – сплошная стена воды, - рассказывает метеоролог. - Так вот, во время
моего дежурства в аэропорту Мапуту, столице Мозамбика, потерпел крушение
самолет самого президента! Погода в тот день была великолепная, видимость
прекрасная, не было никаких причин для беспокойства, за исключением неполадок
автоматической системы навигации. Удивила несообразительность пилотов, не
разобравшихся, куда лететь. Слава богу, мы сработали четко, и нас никто не
обвинял.
На недавнем Всероссийском совещании метеорологов возглавляемый
Верещагиным филиал ГАМЦ в Шереметьево назвали ведущей российской авиационной
метеослужбой. За свою работу заслуженный метеоролог РФ получает 10 тысяч
рублей. Если бы работал в коммерческой структуре, то зарплата была бы раза в
три больше, но Анри Яковлевич не может бросить дело своей жизни, к тому же
людей с такой квалификацией мало. Профессия нуждается в талантливых
специалистах. Хотя вакансий сейчас немного.