РОЖДЕНИЕ БАТТЕРФЛЯЯ

Период подготовки к новым, XI Олимпийским играм ознаменовался важным историческим спортивным событием: рождением нового способа плавания — баттерфляя.

Потерпев жестокое поражение на Лос-Анжелооской олимпиаде, американские специалисты стали выискивать пути возрождения мировой славы своих пловцов. Одним из таких путей американцы избрали совершенствование техники в плавании брассом. За всю историю Олимпийских игр американцы хуже всего выступали именно в этом способе плавания.

Плавание брассом было включено в программу Олимпийских игр в 1904 году. Тогда лучшему американскому брассисту Джемсону Ханди удалось занять третье место. На Олимпийских играх 1908, 1912, 1920, 1928 и 1932 годов, американцы ни разу не попали в число победителей. Как ни пытались тренеры привить американской молодежи вкус к тихоходному брассу, им это не удавалось. И тогда начались поиски более быстроходного брасса.

Сравнительно низкая скорость плавающих брассом объяснялась малоэффективной работой рук. Работа рук при брассе делится на две части: на активный рабочий гребок в стороны и на пассивную часть, нерабочее, бесполезное подготовительное движение в виде сгибания и вытягивания вперед в исходное положение. При согнутом положении, вплоть до вытягивания вперед, руки оказывают тормозящее действие и замедляют скорость брассиста. При этом полезная часть — гребок — продолжается одно мгновение, а бесполезная — в 3—4 раза дольше.

Как же избавиться от этой бесполезной и тормозящей части движения рук при брассе? Как удлинить и повысить эффективность гребка? Выход только один: сейчас же после гребка вынимать руки из воды и в исходное положение перебрасывать их по воздуху, точно так же, как при кроле, но не поочередно, а двумя руками вместе. Только тогда руки перестанут быть тормозом пловца.

Международные правила ФИНА о брассе допускали это. Они предписывали выполнение руками одновременных и симметричных движений, с обязательным сохранением тела на груди. В правилах ничего не говорилось, как должны руки возвращаться в исходное положение - под водой или по воздуху.

Долго изучали эти правила американский пловец Джимми Хиггинс и его тренер.

— Ты ничем не рискуешь,— говорил тренер Хиггинсу, — если после гребка брассом перебросишь вперед руки, как при кроле. Попробуй!

— Как при кроле, — задумчиво повторял Хиггинс. — А что говорят правила о плоскости, в которой должны руки делать гребок? Обязательно разводить их в стороны, горизонтально?

— Нет, об этом ничего не говорится. А что?

— Если заимствовать принцип кроля для возвращения рук в исходное положение, — продолжал Хиггинс начатую мысль,— то почему бы не распространить его и на гребок?

— То есть делать гребок не в стороны, не горизонтально, а сверху вниз —вертикально? Это великолепная мысль! Целый переворот в плавании брассом. Впрочем брассом ли? Ведь это будет уже совершенно новый способ плавания. Смело. Оригинально. Ново. Но рискованно: нам могут не утвердить рекорды, не признают новый способ разновидностью брасса.

— И все же я иду на риск,— твердо сказал Хиггинс.

Долго изучал Хиггинс, а за ним и много других американских пловцов, новую разновидность брасса.

Вытянутые на ширине плеч руки делали у Хиггинса прямой гребок вниз и под себя. После этого одним движением руки вынимались у бедер из воды, вытягивались и через стороны над самой поверхностью воды перебрасывались вперед для очередного гребка. Как только руки вытягивались вперед, ноги сгибались и разводились в стороны. С началом гребка руками они выпрямлялись и быстро смыкались, выталкивая вперед под острым углом тело пловца из воды чуть ли не до поясницы. В этот момент делался быстрый вдох через рот, а руки, как два весла, перекидывались по воздуху вперед.

Издали такой пловец напоминал гигантскую бабочку, распластавшуюся над самой водой. Вобранная в себя голова» широкий взмах руками: именно так порхает над водой своими крыльями бабочка, чуть ли не цепляясь за ее поверхность.

Поэтому и способ этот был назван «баттерфляй» — по-английски «бабочка».

Не каждому удавался этот новый способ плавания. Он был очень трудным и утомительным.

— Этот способ годится только для показательных заплывов,— уверяли многие специалисты. — Им уже и до вас пытались плавать, но мощная, одновременная работа рук быстро изматывала силы пловцов.

И в самом деле. Тот, кто овладевал техникой баттерфляя, мог быстро плавать 50—60 метров, не больше. Руки «наливались свинцом» и теряли способность к новым движениям. Из-за этого скорость плавания на второй пятидесятке резко падала. А в сумме даже на 100 метров баттерфляй оказывался медленнее брасса. В связи с этим увлечение баттерфляем стало падать.

И только один Хиггинс продолжал настойчиво совершенствовать свой баттерфляй. В конце концов он научился плавать баттерфляем 100 метров подряд. Теперь можно ждать нового рекорда... Это было в начале 1935 года. В то время мировые рекорды в плавании брассом держал француз Жан Картонэ — на 100 метров — 1.12,4 и на 200 метров — 2.39,6.

И вот 22 февраля 1935 года на состязаниях в 25-ярдовом бассейне Нью-Хевена Джимми Хиггинс проплыл 100 метров баттерфляем за 1.10,8. Мировой рекорд Картонэ был побит сразу на 1,6 секунды.

Вокруг нового рекорда Хиггинса в мировой спортивной прессе был поднят невероятный шум. Десятки специалистов выступали со статьями, описывая новую технику плавания и неизменно ставили вопрос:

«Утвердит ФИНА рекорд Хиггинса или нет? Если утвердит, значит, баттерфляй будет признан».

«ФИНА не должна признавать баттерфляй как разновидность брасса! — писали спортивные деятели Японии и Германии — стран, где достижения пловцов в классическом брассе были самыми высокими.— Это не брасс, а его ублюдок. Скорее вольный стиль, новый способ, но не брасс».

В ожидании летнего заседания бюро ФИНА, на котором обычно утверждаются новые мировые рекорды, споры о том, «быть или не быть баттерфляю», не прекращались. А вместе с тем в различных странах стали с интересом изучать новую технику плавания.

Изучали ее и советские пловцы: Андрей Кистяковский — в Москве, Федор Васильев — в Ленинграде, Семен Бойченко — в Севастополе, Леонид Мешков — в Сталинграде. Советским пловцам нетрудно было освоить новую технику плавания. Ветераны отечественного спорта знали этот способ: баттерфляем хорошо плавали в десятых годах «шуваловцы» — ученики первой русской спортивной школы плавания в Шувалове, под Петербургом. Но тогда из-за общего низкого уровня спортивного плавания «шуваловцам» не удалось достигнуть в баттерфляе высоких результатов.

Летом 1935 года Ф. Васильев на городском первенстве Ленинграда, а А. Кистяковский на Спартакиаде ВЦСПС первыми в СССР применили баттерфляй на состязаниях в плавании на 100 метров брассом. Однако как ленинградец, так и москвич могли проплыть баттерфляем всего 50 метров, а вторую половину стометровки продолжали классическим брассом.

И у нас в то время было много споров — признавать или не признавать правильность применения баттерфляя в плавании брассом.

Но вот из прессы стало известно, что бюро ФИНА утвердило мировой рекорд Хиггинса. Тем самым новая разновидность брасса была официально признана. Это известие удвоило силы советских пловцов. Особенно успешно работали над совершенствованием баттерфляя переехавший в Москву Семен Бойченко и его тренер Андрей Александрович Ваньков.

Ни Ваньков, ни Бойченко никогда не видели, как плавает баттерфляем Хиггинс и другие американские пловцы. Они работали над своей, оригинальной техникой баттерфляя.

— Хиггинс и не может проплывать им больше 100 метров,— говорил своему ученику Ваньков. — Мы должны научиться плавать баттерфляем так же легко, как и кролем. Говорили же когда-то, что кроль пригоден не более чем на 100 метров. Однако теперь плавают им любые дистанции. То же будет и с баттерфляем. Нужно только научиться правильно чередовать гребки с отдыхом, отыскать рациональную координацию движений между руками и ногами, улучшить работу ног.

Искания тренера и ученика продолжались несколько месяцев. Бойченко научился работать ногами по-новому. Он разводил их в коленях не широко, а лишь слегка и после этого выполнял очень быстрое и эффективное толчковое движение голенями и ступнями в стороны и к центру. Бойченко повысил качество работы рук. Перед гребком без напряжения вытягивал их вперед и слегка в стороны. В этот момент он какое-то мгновение отдыхал вполне достаточно для того, чтобы восстановить силы для нового мощного гребка.

Так родился «советский баттерфляй».

Ранней осенью 1935 года Семен Бойченко проплыл 100 метров баттерфляем за 1.12,2. Рекорд СССР, установленный брассом, держал тогда Леонид Мешков — 1.14,6. Через неделю Бойченко вновь стартовал на 100 метров брассом в зимнем бассейне Москвы. На финише был зарегистрирован выдающийся результат — 1.08,0.

Лучшее достижение мира! На 2,8 секунды выше, чем у Хиггинса.

Продолжал прогрессировать в баттерфляе и Леонид Мешков. Он проплыл 100 метров за 1.09,8 и также превысил мировой рекорд Хиггинса. Чтобы не возвращаться к рекорду на эту дистанцию, скажем здесь, что с того времени на протяжении 17 лет советские пловцы Семен Бойченко и Леонид Мешков не уступали мирового первенства ни одному пловцу мира. Весной 1941 года Бойченко проплыл 100 метров за 1.05,4, а 26 июня 1946 года Мешков — за 1.05,1.

В марте 1936 года другой американец — Джон Кезлей проплыл баттерфляем 200 метров за 2.37,2. И этот мировой рекорд вскоре перекрыли советские пловцы: вначале Леонид Мешков — 2.33,1, а затем и Семен Бойченко — 2.29,8. Лишь в 1950 году американцу Джозефу Вердеру удалось проплыть лучше этого довоенного достижения советского пловца.

Следует, однако, заметить, что пока американские и советские пловцы заочно (до 1947 г. СССР не входил в ФИНА) боролись между собой за мировое первенство в баттерфляе, в большинстве других стран, в связи с неудачными попытками освоить этот новый способ плавания, продолжали культивировать классический брасс.

Таким образом, к началу XI Олимпийских игр в Берлине имелись два направления в развитии плавания брассом: новое — американо-советское, основанное на применении баттерфляя, и старое, основанное на классическом брассе.

Олимпийские состязания 1936 года должны были проверить, какое из этих двух течений лучше, какой стиль культивировать дальше — брасс или баттерфляй.

 

дальше...

 

З. Фирсов «В олимпийских бассейнах» 1960 г.