ЗАРОЖДЕНИЕ ПЛАВАНИЯ

Археологические находки (вазы, статуэтки, амфоры, барельефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески и др.) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать и им были известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс.

В изданной в Каире в 1974 г. (на арабском языке) книге «Физическое воспитание в Древнем Египте» приводятся фотокопии ряда исторических документов, хранящихся в Каирском музее древнеегипетского искусства. На одной из них изображена фигурка плывущего человека, высеченная на камне. Она была обнаружена на стене гробницы, сооруженной более двух тысяч лет до нашей эры. Ученые доказали, что это иероглиф, означающий в Древнем Египте широко распространенное слово «плавание». Изображение свидетельствует о том, что древние египтяне пользовались своеобразным способом плавания, напоминающим современный кроль (одна рука делает гребок в воде, другая в этот момент движется над водой, ноги выполняют движения в вертикальной плоскости).

В другом музее древнеегипетского искусства, находящемся в итальянском городе Турине, хранится большой камень, найденный в усыпальнице египетского фараона. На камне высечена фигура пловца, лежащего в воде на груди, с согну­тыми, как у лягушки, ногами и разведенными в стороны руками. Этому изображению пловца, напоминающему современный брасс, около четырех тысяч лет.

В те древние времена плавание применялось в быту и труде (например, во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами), в ратных делах.

Многие профессии древних народов, поселявшихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тира, Скион и Амрита (Средиземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры широко был развит подводный промысел по добыче с морского дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикийские кустари изготавливали известные в то время яркие пурпурные краски.

Подводный промысел получил широкое развитие на побережье Средиземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах. Славились своими пловцами-ныряльщиками за жемчужными раковинами, губками и различными кораллами Япония, Цейлон, Филиппины и другие страны. Искусными пловцами были и аборигены Австралии. В глубоких водах океана они добывали рыбу, пользуясь остроконечными дротиками, с которыми подолгу плавали под водой.

В Древней Греции еще до наступления нашей эры плавание стало использоваться как одно из главных средств физического воспитания молодежи, причем не только юношей, но и девушек. Об этом свидетельствуют различные памятники древности. Например, на одной из древнегреческих ваз, хранящихся в историческом музее Лувра («Ваза Франциска», VI век до н. э.), изображены купающиеся женщины. Движения одной из них напоминают способ плавания кролем.

Место плавания в физическом воспитании древних греков характеризуется в одном из учебников по истории военного искусства (История военного искусства. Часть первая. Госвоенвздат, 1940.) следующим образом: «В Афинах большое внимание уделялось умственному и физическому развитию. Одинаково считали «хромым» (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Семилетнего ребенка отдавали в школу, где его обучали чтению, письму, гимнастическим упражнениям. В возрасте 12—14 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), где в течение двух лет проходили специальный курс физического воспитания: учились бегать, прыгать, бороться, плавать, метать копье и диск. Здоровье, физическая выносливость и красота достигались физическими упражнениями, которые сопутствовали греку на всем протяжении его жизни. Молодые юноши и девушки регулярно тренировали себя в беге, прыжках, в метаниях и плавании». О том, какое значение придавали греки умению плавать, свидетельствует известное высказывание древнегреческого философа и историка Платона: «Можно ли людям, которые яв­ляются противоположностью мудрого,... плавать и читать не умеют, вверить службу?»

В Древней Греции и в античном Риме плавание занимало важное место в военном деле. Широкую известность получил следующий исторический факт, описанный древнегреческим писателем Геродотом в книге «История греко-персидских войн». Автор сообщает, что незадолго до битвы при Саламине (480 г. до н. э.) греки попали в тяжелое положение. Персидский царь Ксеркс со своим войском продвигался все дальше в глубь Греции. Примкнувший к греческим войскам фракиец из города Скионы Скиллид, считавшийся в те времена непревзойденным пловцом-ныряльщиком, лучшим водолазом, спасавшим после кораблекрушений многие сокровища, вместе со своей дочерью Гидной (которая, как и отец, отлично плавала) помогли эллинам разгромить вражеский флот. В ночь, когда разразилась буря и персидские корабли были вынуждены бросить якоря у горы Пелион, Скиллид и Гидна бросились в бурное море возле Афет и поплыли к стоянке персидского флота. Им пришлось преодолеть около восьмидесяти стадий (около 15 км). Добравшись вплавь до кораблей, они стали нырять и под водой уничтожать крепления, вытаскивать со дна якоря. Буря разметала корабли, бросила их на рифы, унесла в открытое море.

Высоким мастерством в плавании отличались военные легионы Римской империи. Говоря об особенностях военной подготовки в римских легионах, Фридрих Энгельс отмечает: «Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы ... Бег, прыжки, лазания, борьба, плавание — сперва без одежды, потом в полном вооружении — широко практиковались» (Ф. Энгельс. Избранные военные произведения. М., 1958, стр. 147, 148).

По данным римского историка Тита Ливия, во время осады галлами Рима (IV в. до н. э.) осажденные римляне с помощью разведчиков, передвигавшихся вплавь вниз по Тибру, устанавливали связь со своими союзниками. На военных кораблях римского флота создавались специальные отряды пловцов, которым поручалось производить ремонт подводных частей судов, вести вплавь морскую разведку, выполнять специальные задания диверсионного характера.

Римские полководцы Сципион Африканский, Гней Помпеи, Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан Август, Кассий Лонгин и другие были отличными пловцами и умело обучали плаванию своих легионеров. В записках Юлия Цезаря содержатся данные о том.что его воины могли переплывать быстрые реки в воинских доспехах, с вещами и грузом.

Известный специалист в области плавания, профессор Па­рижской коммерческой школы Жан де Сэн Клэр (Ж. Сэн Клэр. Приемы плавания, ныряния и спасания тонущих. Спб., 1910, стр. 150), подчер­кивая высокое мастерство в плавании римских легионеров, их умение быстро и умело преодолевать вплавь реки, заключает: «Подобные переправы через глубокие реки целой армией приводят нас еще и теперь в удивление!»

Юлий Цезарь устраивал грандиозные учебно-показательные «морские сражения», называвшиеся тогда «новмахиями». Для этого на Марсовом поле в Риме сооружались огромные искусственные водоемы, вмещавшие одновременно тысячи легионеров. Тут разыгрывались «сражения» малых кораблей и лодок, схватки на воде отдельных пловцов, демонстрировались быстрые переправы вплавь в доспехах, с оружием и грузом, показывались различные приемы ныряния.

В эпоху Римской империи в Риме и Помпее были сооружены крытые термы со специальными искусственными плавательными бассейнами, наполняемыми подогретой водой. Бассейны при римских термах Нерона (размером 38 X 26 м), Каракала (55 X 20 м) и Диоклетиана (100 X 50 м), сохранившиеся (в полуразрушенном состоянии) до наших дней, являются редчайшими памятниками архитектурного искусства.

Большое значение придавали умению плавать и славянские народы, населявшие в древности русские земли. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники (например, Ипатьевская летопись, «Слово о полку Игореве», былины «Добрыня и змей», «О Добрыне Никитиче и отце его Никите Романовиче» и др.). При Петре I плавание было введено в качестве обязательной дисциплины в морском и сухопутном кадетских корпусах.

 

Справочник ПЛАВАНИЕ 1976 г.